posterrr: (posterrr)
[personal profile] posterrr
Один из старейших городов Подолья (упоминание о нем встречается в армянских летописях 1059 года среди списка городов, с которыми армяне вели торговлю), королевский город, центр одноименного воеводства, колыбель хасидизма - все это о Брацлаве!


Тем не менее, город с такой выдающейся историей сейчас практически никому не известен - во всём интернете найдется лишь "около трёх" туристических отчётов из Брацлава. Что ж, тем интереснее открывать для себе город!


1.

Кстати, номинально Брацлав сейчас вовсе не город, а всего-лишь "пгт" в Немировском районе. Однако у меня как-то язык не поворачивается называть Брацлав этой ужасной аббревиатурой - так что будет он у меня "городком".
При въезде в Брацлав мой выбор в пользу города подтверждается - ведь одним из первых сооружений оказывается не какая-то там сельская хата, а аккуратный особняк с колоннами при входе (пускай даже заштукатуренный шубой).

2.

Однако туристами городок Брацлав явно не разбалован. Не успели мы вылезти из маршрутки, как были атакованы местной детворой с просьбами их сфотографировать. Я даже немного озадачился:
- А фотографии тебе куда потом прислать?
- Так вы в интернете фотографии выложите, а я найду!

Я так понял, что местная детвора владеет гуглом лучше чем сами разработчики :)

Что ж, свою социальную миссию перед жителями Брацлава я выполнил - обещанную фотографию в интернете выложил :)
Теперь можно приступать к знакомству с местными достопримечательностями.
3.

Первым делом в глаза бросается костел во имя Шкаплеровской Божьей Матери.

Увы, за период советской власти костел был переквалифицирован в дом культуры, и по этой причине лишился своих роскошных башен-колоколен.
4.

Будем надеяться, что башни сумеют восстановить в первоначальном виде. Благо, оригинальный облик храма сохранился на старинных фотографиях.

5.

В хитросплетениях вензеля над входом можно прочесть имя "Мария".
Под ним указан 1884 год - время основательной перестройки костёла. А вообще датой постройки храма считается 1743.

6.

К сожалению, ворота на костёльный двор были заперты, лезть через забор мы постеснялись, так что выбор ракурсов костёла ограничен :)

7.

Невдалеке от костела виднеется православная святыня - Николаевская церковь.

8.

А вот как выглядела Николаевская церковь сто лет назад.
Кстати, обратите внимание на форму купола на старом снимке, и сравните её с теперешней. Для полноты восприятия процитирую Дмитрия Малакова из его путеводителя "По Брацлавщине":
Брацлавский храм при классицистическом облике сохранял излюбленный украинский купол-баню, позже, к сожалению, замененный неуклюжей примятой «скуфейкой»

9.

Впрочем, "примятая скуфейка" не должна отвлекать от декора храма, в котором "отчетливо проступают традиционные приемы народного деревянного зодчества".
Дело в том, что Николаевская церковь является образцом "переходной" архитектуры от народного украинского зодчества, до "стандартизированных" синодальным указом храмов Российской империи в классическом стиле. Именно за это брацлавская церковь любима специалистами.


Невдалеке от костела замечаем сверкающий золочёный крест и отправляемся в разведку.
10.

Как оказалось, крест принадлежат часовне на территории психо-неврологического интерната. Сам интернат окружен забором с пропускным пунктом. Вдобавок пациентов как-раз вывели на прогулку во дворик, и они стали проявлять к туристам (то-есть к нам) живой интерес.
Мы идти на контакт постеснялись - нас ведь и нормальное население за инопланетян принимает (Ганс в военной форме с биноклем на пузе, и я в ярких разгильдяйских кедах весь увешанный здоровенными наушниками и фотоаппаратами). Так что решили не проверять, как на нас отреагирует хрупкая психика пациентов лечебницы, и на территорию интерната не совались.

Однако, даже проходя мимо, заинтересовался зданием внутри интерната - уж совсем оно НЕ похоже на советское здание здравоохранения. Да и вообще на медицинское учреждение не похоже - скорее бывшая синагога или замок... В любом случае, под советской плиткой скрывается что-то со столетней (или даже более) историей.
11.

Вернувшись домой отыскал на панорамио снимок интернатского корпуса крупным планом, а сам засел за штудирование всевозможных книг о Брацлаве, пытаясь понять, что же это за здание приспособили под психбольницу.

Копаясь в "Описании церквей и приходов Брацлавского уезда" натыкаюсь на упоминание церкви при тюремном замке. А ну-ка, проверим...
12.

Бинго! Нехитрые манипуляции с гуглом приводят меня к тюремному замку города Стародуб Брянской области. Ну что, похоже?

13.

Дальше - больше. Оказывается, в начале ХІХ века во многих уездных городах Российской империи возводились подобные тюремные замки по типовому плану архитектора Андреяна Захарова, с характерными арочными въездными воротами, совмещенными с караульным пристенным корпусом.
Похожие тюремные замки были построены в Кременчуге, Казани, и в Мокшане что в Пензенской области...

Так что строения брацлавского психо-неврологического интерната в своей первой жизни были тюрьмой. Более того, это самое старое сооружение города после костела!

14.

Из менее старых, но тем не менее исторических домов обращает на себя внимание особняк стиля модерн, в котором сейчас расположен поселковый совет Брацлава.

15.

Неподалеку среди деревьев притаилась бывшая гимназия, а ныне школа №1.

16.

Врата к центральному входу до сих пор неплохо сохранились, однако похоже, что сами они давно закрыты, а парадным входом никто не пользуется - в школу заходят со двора.

17.

А вот и вид "с тыла", который "переквалифицировали" в лицевую сторону.
Кстати, за большими окнами в правом крыле не спортзал и не актовый зал, а оранжерея! По крайней мере была оранжерея, по воспоминаниям местных жителей. Очень даже неплохо, как для провинциального городка!

18.

Тротуары возле школи-гимназии сбросили с себя хлипкий асфальт, обнажив дореволюционное аккуратное мощение брусчаткой и плиткой.

19.

Рядом с гимназией находится парк со старыми деревьями. Судя по предвоенным картам на этом месте ранее был расположен православный собор во имя Успения Богоматери.
А еще в Брацлаве осталось много мощеных брусчаткой улиц. Не знаю, каково тут живется автомобилистам, но зато глаз пешего туриста радуется :)

20.

Образ самого известного брацлавского полковника - Даниила Нечая - увековечен в монументе

21.

Прямо за спиной у Нечая разместился симпатичный особняк стиля модерн, в стенах которого сейчас действует музыкальная школа.

22.

Старинная фотография указывает первоначального владельца особняка - господина Шойхета, а также даёт представление о первозданном внешнем виде здания.
Как видим, утратив красивый черепичный "шпиль" крыши, дом Шойхета приобрел уродливые пластиковый окна... Впрочем, подобная судьба у большинства наших памяток архитектуры.

23.

Кстати, совсем недавно в особняке находился краеведческий музей, о котором лестно отзывался в своём путеводителе "По Брацлавщине" Дмитрий Малаков:
Стараниями замечательного краеведа и патриота Клавдии Мироновны Марценок в Брацлаве сохранилась добрая память о многих интересных людях, бывавших или живших в местечке. Созданный ею краеведческий музей - сокровищница истории Брацлава.

Теперь же, по слухам, ценные экспонаты музея планомерно разворовались потеряли свою историческую значимость, так что сам музей съёжился до тех размеров, что смог приютится в одном из помещений библиотеки, уступив свое первоначальное пристанище музыкальной школе.

24.

Самый необычный памятник города - полевая кухня на постаменте, в память о выдающемся земляке - полковнике Антоне Фёдоровиче Турчановиче.
Считается, что именно Турчанович впервые в мире изобрел полевую кухню. На самом деле, подобные изобретения для приготовления пищи в полевых условиях существовали и ранее, однако именно Антону Федоровичу удалось разработать наиболее удачный образец "универсального переносного очага". В следствии, именно полевые кухни системы Турчановича получили наибольшее распространение в Российской армии.

Кстати, полевую кухню водрузили на пьедестал, оставшийся от дедушки Ленина. Похвально, что на свободное место воздвигли не очередной бюст "героя всея Украины" Тараса Шевченко, а отметили своего личного выдающегося человека.

25.

От полевой кухни спускаемся крутым переулком вниз к реке:
Чуден Буг при тихой погоде. Редкая лодка доплывет до середины Буга :)

26.

На берегу стоит монумент в память убитым в 1942 году еврейским детям из Брацлавского детдома.

27.

Движемся вдоль берега вниз по течению Буга и натыкаемся на такое не-пойми что: то-ли бетонный муравейник, то-ли эскимосская хижина, то-ли шахта баллистической ракеты :)
А может просто какие-то сооружения водоканала.

28.

Неожиданно из прибрежных зарослей восстаёт Брацлавский Пивзавод. Производство хмельного напитка прекратилось лет 10-15 назад, и корпуса завода теперь пустуют.
Однако территория выкуплена еврейской общиной, и теперь ожидается преображение заводских корпусов в синагогу, с прилегающими гостиничными корпусами для паломников.

Впрочем, о еврейском вопросе поговорим чуть позже, а пока еще немного поговорим о пивзаводе.
29.

Брацлавская броварня была основана более ста лет назад, и до сегодня дошла с минимальными внешними изменениями, оставшись самобытной и узнаваемой. Не даром этот пивзавод внесен в списки памяток архитектуры.

Кстати, на холме за пивзаводом в своё время размещалось древнее городище, а потом и средневековый замок. Впрочем, каких-либо видимых остатков замка или городища не осталось, так что местность интересна лишь специалистам-археологам.

30.

Будь у меня машина времени, обязательно вернулся бы... нет, не в средневековье, чтобы увидеть замок - а в 1998 год приобрести бутылочку фирменного Брацлавского пива. Теперь об ассортименте умершего пивзавода можно судить лишь по коллекциям этикеток.

31.

Оставляем пивзавод и дальше идем вдоль берега к очередной памятке промышленной архитектуры - Водяной Мельнице и пакгаузам Солитермана. Первым в поле зрения попадает именно пакгауз (то-есть склад для хранения продукции).

32.

Над входом в пакгауз можно разобрать имя основателя и дату постройки, украшенные звездами Давида - Я.Б.Солитерман ✡ 1903 ✡.
Но всматриваться нужно внимательно - мы прошли мимо и не заметили этой надписи. Так что я узнал о существовании этого "автографа" Солитермана лишь благодаря сайту Путешествия и Фотоохота.

33.

А вот уже собственно сама водяная мельница Солитермана, которая больше смахивает на замок, нежели на банальную промышленную постройку.

34.

Такое выдающееся сооружение не могло пройти мимо объективов дореволюционных фотографов. Так что брацлавская мельница в лучшем виде представлена на открытках царских времен.

35.

Ныне мельничный комплекс Солитермана переживает не лучшие времена. Если правое здание бывшей мельницы вовремя переоборудовали в ГЭС, которая и по сей день исправно работает, то левая половина уныло глядит на окружающий мир глазницами выбитых окон.

36.

Зато внутрь разрушенной мельницы легко проникнуть, и составить впечатление о внутреннем устройстве между-этажных перекрытий. Скелет из деревянных столбов и балок выглядит просто грандиозно!

37.

За окном виднеется Буг, дамба и "новый" корпус гидро-электро-станции, построенный в 50-х годах.

38.

Мельница Солитермана находится у подножия высокого холма, на вершину которого поднимается ухоженная лестница, обсаженная цветами.
Дело в том, что на вершине холма находится старинное еврейское кладбище, где похоронен цадик Натан Штернгарц ученик знаменитого рабби На́хмана - основоположника бреслевского (брацлавского) хасидизма.

Именно Натан Штернгарц расшифровал, записал, упорядочил и напечатал все труды раби Нахмана, внёс огромный вклад в популяризацию хасидизма и даже стал инициатором ежегодного паломничества бреслевских хасидов к могиле Раби в Умань в канун Рош a-Шана.
39.

К могиле Натана Штернгарца такого массового паломничества хасидов как в Умань не наблюдается, однако место упокоения цадика довольно ухоженное. Так что при должной организации приёма иудейских паломников (с основанием гостиниц и ресторанов с кошерным питанием), из Брацлава можно сделать успешный туристический городок.

40.

Еврейское кладбище в Брацлаве в сравнении с Винницким очень неплохо сохранилось.

41.

У самого края кладбища, над скалистым обрывом расположена могила семейства Солитерманов (Янкеля, Рахили и Волько), погибших во время погрома 7 мая 1919 года.

42.

Примечательно, что надгробие могилы Солитреманов выполнена в том же стиле, что и мельница Солитермана у подножия кладбища. Так что старик Янкель Солитерман как-бы продолжает следить за своим мукомольным детищем.

43.

Кстати, при написании этого поста случайно нашел на ЖЖ-просторах пра-правнучку Янкеля (или же на русский манер - Якова) Солитермана. Благодаря ей мы теперь знаем, как выглядел основатель мельницы.

44.

Еврейское кладбище традиционно размещено на живописных холмах, откуда открывается прекрасный вид на окрестности. Жаль только, что солнце надежно спряталось за тучи, и я не могу передать всей красоты картины...

45.

Ганс таки не зря таскал с собой бинокль :)

46.

Вдалеке уже виднеются сёла Грабовец и Сорокодубы, но туда мы идти поленились. Более того, стали возвращаться к центру города, ловить маршрутку домой, хотя стоило бы еще пройтись Брацлавом в восточном направлении.

47.

В восточной части городка находится Покровский храм старообрядцев построенный в канун октябрьской революции. Удивительно, но богослужение в церкви благодаря настойчивости прихожан не прекращалось даже в советские годы.
Тем не менее, в информационном пространстве об этом храме практически ничего неизвестно - деятельность староверов в нашей стране до сих пор, к сожалению, "терра инкогнита".

48.

А мы тем временем выходим к центру на улицу Ленина, где натыкаемся на особняк с уцелевшим декором стиля модерн. Говорят, что некогда здесь был магазин, в котором впервые в Брацлаве начали продавать мороженное :)

49.

Еще один образец местечкового модерна- на этот раз больница.

50.

Через дорогу еще один больничный корпус с датой 1959. Однако не удивлюсь, если на самом деле здание еще дореволюционное, а в 59-м году подвергшееся капитальному ремонту.

Тем временем по улице катит маршрутка на Винницу, поэтому стопим её и покидаем этот симпатичный городок. До свидания, Брацлав!


P.S: старинные фото взяты из ВК-сообщества "Брацлав"

Date: 2013-11-29 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dniprovych.livejournal.com
затишне еврейське містечко

про Брацлав це мабуть перший пост в моїй френдстрічці за рік

Date: 2013-11-29 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
В порівнянні із іншими містечками Вінниччини, Брацлав ще й не дуже єврейський.

Я так підозрюю, що це взагалі перший пост про Брацлав за рік у всьому ЖЖ :)

Date: 2013-11-29 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] kromka-140.livejournal.com
шикарный пост, спасибо

Date: 2013-11-30 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Да не за что :)

Date: 2013-12-02 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] infinit-stream.livejournal.com
Приятный городок. И ухоженный довольно.

Date: 2013-12-03 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Да, городок понравился. Даже обидно, что у него нет статуса районного центра)

)

Date: 2014-04-05 02:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
отличный отчет!) Дом на въезде в Брацлав,по данным одного краеведа-до революции был "домом терпимости"-то есть публичным домом) Про тюремный замок-в точку! в свое время тут на пересылке находился Устим Кармелюк) Надо было вам подняться на замковую гору,оттуда открывается шикарный вид на мельницу и еврейское кладбище.Есть остатки подземелий,правда они уже обрушились давно...На счет больницы снова в точку! таки дореволюционная постройка. Хозяин г.Авербух,убит во время гражданской войны при погромах,похоронен рядом с семьей Солитерманов. В Брацлаве вообще очень много исторических мест,но что бы все обойти надо потратить несколько дней и найти хорошего гида)) Инфраструктура туристическая конечно тут слабо представлена.но при желании можно найти жилье и проводника. если интересно то тут в группе в контакте есть современные и дореволюционные фото Брацлава http://vk.com/club3263389
р.s: Если вдруг решите еще приехать-пишите,помогу с гидом!
с ув.Владимир
vlodimir.miller@mail.ru

Брацлав

Date: 2014-04-05 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] Владимир Мельник (from livejournal.com)
отличный отчет!) Дом на въезде в Брацлав,по данным одного краеведа-до революции был "домом терпимости"-то есть публичным домом) Про тюремный замок-в точку! в свое время тут на пересылке находился Устим Кармелюк) Надо было вам подняться на замковую гору,оттуда открывается шикарный вид на мельницу и еврейское кладбище.Есть остатки подземелий,правда они уже обрушились давно...На счет больницы снова в точку! таки дореволюционная постройка. Хозяин г.Авербух,убит во время гражданской войны при погромах,похоронен рядом с семьей Солитерманов. В Брацлаве вообще очень много исторических мест,но что бы все обойти надо потратить несколько дней и найти хорошего гида)) Инфраструктура туристическая конечно тут слабо представлена.но при желании можно найти жилье и проводника. если интересно то тут в группе в контакте есть современные и дореволюционные фото Брацлава http://vk.com/club3263389
р.s: Если вдруг решите еще приехать-пишите,помогу с гидом!
с ув.Владимир
vlodimir.miller@mail.ru

Re: Брацлав

Date: 2014-06-16 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Огромное спасибо за прекрасный содержательный комментарий!

И приношу извинения, в связи с тем, что так поздно на него отвечаю - автоматические настройки ЖЖ, почему-то, определили комментарий в категорию спама :(

Когда запланирую снова навестить Брацлав - обязательно воспользуюсь помощью гида, спасибо)

P.S.: Залил свои полноразмерные фотографии Брацлава на файлообменник (в том числе фото, не попавшие в отчёт). Если интересно - можете скачать одним архивом:
Залил архив с фотографиями сюда:
http://www.ex.ua/686002700066

О Брацлаве

Date: 2014-05-31 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] Василий Клапчук (from livejournal.com)
Брацлав - город моего детства. Отец - врач, работал в местной больнице, мама заведовала аптекой, в здании которой мы жили до 1950 года. В школе №1 я учился с 1948 года до 2 класса. Она хорошо сохранилась, за что надо благодарить её дирекцию прошлых и последних лет. В 1946 году девочка из Брацлава пригласила меня на 14 апреля к 2 часам дня на день рождения. Я сохранил приглашение, но опоздал на 66 лет. За это извинился, разыскав её через сестру в Израиле.

Re: О Брацлаве

Date: 2014-05-31 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Благодарю за такой обстоятельный комментарий. Благодаря таким воспоминаниям история городов становится живой и человечной.

Re: О Брацлаве

Date: 2014-05-31 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Василий Клапчук (from livejournal.com)
Спасибо за высокую оценку моего предыдущего комментария. Его я еще могу дополнить детским впечатлением, оставшимся после посещения детского сада в Брацлаве, куда вскоре после войны девочка принесла завтрак, завернутый в газету с изображением Сталина. Никто из детей не приступал к трапезе. Ждали воспитателя. Но она, к счастью, все сгладила. К сожалению, в Брацлаве мало что изменилось. Я все узнал и через 30 и через 60 лет. Разве что над костелом не стало купола и появился новый универмаг. Спасибо тем, кто выкладывает видео и фото!

Re: О Брацлаве

Date: 2014-06-04 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Да уж, если бы завтрак был завернут в бумагу с надписью "Осторожно! Яд!" - дети, наверное, бы так не пугались...

В Брацлаве есть парочка новостроев, только я их почти не фотографировал, так как меня больше история интересует.
Кстати, если желаете, могу загрузить на файлообменник свои брацлавские фотографии, которые не уместились в этом отчёте.


Re: О Брацлаве

Date: 2014-06-16 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] Василий Клапчук (from livejournal.com)
За Ваши фотографии на файлообменнике, которые не уместились в отчете, буду признателен

Re: О Брацлаве

Date: 2014-06-16 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Залил архив с фотографиями сюда:
http://www.ex.ua/686002700066

Date: 2014-07-03 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kamienczanka.livejournal.com
Дуже, дуже кльовий опис, просто ну дуже.

Date: 2014-07-04 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Дякую. Дуже дякую :)

Date: 2014-12-19 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] komariv.livejournal.com
Какой-то город закрытых ворот.

Date: 2014-12-20 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Так ведь будний день, припавший на еврейский новы год :)

Date: 2015-01-17 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] anyuta-vale.livejournal.com
Уважаемый автор! Меня очень интересует история дома Шойхета. Кто его построил, откуда это название. Это фамилия архитектора или владельца. Если владелец дома Шойхет, то интересно, были ли другие владельцы. интересует начало 20 века. До 1920 года. Если у кого-то есть какая-то информация, большая просьба отозваться. Буду очень признательна.

Date: 2015-01-18 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
К сожалению, досконально историей Брацлава не интересовался, так что особо ничем не смогу помочь.
Скажу только, что на старинных открытках принято было указывать владельца здания, так что дом принадлежал господину Шойхету.

Попробуйте обратиться за помощью в ВК-группу "Брацлав" (http://vk.com/club3263389) или связаться с Владимиром Мельником (http://vk.com/id13019083) который отметился выше интересным и содержательным комментарием.

Date: 2015-01-18 09:57 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо! Попробую обратиться!

Date: 2015-01-18 10:38 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Не за что)

Date: 2015-09-04 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriy marunchak (from livejournal.com)
Доброго дня!
Допоможіть знайти метрику або свідоцтво про народження, або яку - небудь інформацію про людину.

Zofia Duda дочка Jakuba Duda i Zofii з дому Pacholik
Дата народження 10/07/1909 в Кузьмінцях (Kuźmincach), Гайсинскього району, Вінницької області.
Але визнали її католичкою у костьолі міста Брацлав, до парафії якого входили Кузьминця. Напевно там і була вписана до метрики.
Допоможіть чим зможете, або дайте хоча б якусь контактну інформацію.
Дякую.

Date: 2015-09-11 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
На жаль, нічим не зможу вам допомогти в цьому питанні.
Спробуйте звернутись за допомогою до Олександра Федоришена (https://www.facebook.com/oleksandr.fedoryshen)
Він спец в пошуку архівної інформації і може детально пояснити, як працювати з архівами.

Брацлав

Date: 2016-02-25 06:30 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Обожаю этот городок. Ему более 650 лет и у него богатейшая история, в том числе и еврейская. Мой папа родом из Брацлава. Моё самое любимое место - старинное еврейское кладбище на горе. От туда шикарный вид на Буг и мельницу

Re: Брацлав

Date: 2016-10-13 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Да, пейзажи там неимоверные! Жалею, что не попал туда в солнечную погоду.

Edited Date: 2016-10-13 09:34 pm (UTC)

Брацлав

Date: 2016-04-02 11:24 am (UTC)
From: (Anonymous)
Вы правильно заметили,что в здании психо-нервологического интерната была тюрьма.В ней моей бабушки отец во времена репрессий сидел как "враг народа",а бабушка вынуждена была бросить школу,чтобы носить ему кушать (в тюрьме не кормили)так как жили от Брацлава 16км.

Re: Брацлав

Date: 2016-10-13 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Жаль, что это здание приходится вспоминать в свете таких печальных событий...

Date: 2017-03-26 08:00 am (UTC)
From: (Anonymous)
Я сам из Брацлава,мне 71,Монастырский Андрей Николаевич ,жил в доме внизу возле памятника Салитерману.Мы в детстве обнаружили подземные ходы.Обин был с пещеры возле пивзавода на вырху горы которая открытой скалой выходит прямо на дорогу вдоль Буга.С пещеры вело два подземных хода,один но скале вдоль пивзавода ,а друго по скале вдоль Буга.Далеко пройти мы не могли из-за завалов.Вторая пещера с тремя плдземными ходами была в районе хаты сторожа еврейского кладбища по фамилии Сруль. Как раз напротив хаты Сруля и хаты его сына Володи построился какойто дом так вот двор этного дома находится на месте этой пещеры.Из пещеры было три подземных хода в сторону пивзавода вдоль Буга, в сторону пивзавода по горе ближе к городу и третий в сторону Грабовец по горе.Похоже это связано з защитными сооружениями города.

Date: 2017-04-10 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] posterrr.livejournal.com
Очень может быть. Брацлавский замок был как раз на горе над пивзаводом, итак что эти подземные ходы вполне могли вести историю еще с тех времен.

Большое спасибо вам, Андрей Николаевич, за ценные и интересные сведения.

Profile

posterrr: (Default)
posterrr

October 2020

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 5th, 2025 11:05 am
Powered by Dreamwidth Studios